Сравнение трех принципиально различных схем вентиляции крыш (см. 1.1) показало, что наиболее интенсивная вентиляция и воздухообмен характерны для конструкции с приточными и вытяжными подкарнизными отверстиями по сравнению с решением с вытяжной шахтой и с решением с приточными подкарнизными отверстиями и с вытяжной шахтой.
Исследование осушающего действия сплошных вентиляционных прослоек и каналов, расположенных в верхней зоне утеплителей, позволило установить наиболее эффективные системы вентиляции и площади приточных и вытяжных отверстий,
Относительная площадь как приточных, так и вытяжных отверстий должна составлять 0,001 площади осушаемых ими крыш гражданских зданий и 0,002—0,0002 крыш производственных зданий в зависимости от микроклимата в помещениях, изначального влагосодержания материалов, вида утеплителя, ширины здания и других факторов.
При указанных относительных площадях вентиляционных отверстий влагосодержание материалов крыш за два года эксплуатации снижается почти в два раза.
Отверстия, воздушные прослойки и каналы
Отверстия, воздушные прослойки и каналы во влажных условиях эксплуатации должны обеспечивать сухое состояние материалов конструкций крыш и тем самым повышать их теплозащитные свойства.
Изучение эффективности различных систем вентиляции проводилось путем измерения влагосодержания материалов крупнопанельных крыш более чем на 90 объектах. В результате опытов установлено, что в утепленных фибролитовыми плитами ТЭП крышах над помещениями с нормальным и сухим микроклиматом в конструкциях вентилируемого типа происходит интенсивное высыхание материалов слоев в течение первых двух-трех лет. эксплуатации.
В конструкциях невентилируемого типа при легко-высыхающих фибролитовых плитах ТЭП влагосодержание остается неизменным или же происходит медленное высыхание материалов внутрь помещения.
Медленное высыхание органических фибролитовых плит при высокой первоначальной влажности приводит к их загниванию и повышению эксплуатационных расходов. Это должно ограничить или исключить их применение в невентилируемых крышах.